Уже долгое время тема списка ста "обязательных" книг не выходит из топ листа общественных дискуссий.
Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев высказал своё мнение по данному вопросу и мнение это оказалось весьма скептическим.
"Я к рекомендациям, что нужно прочитать и что является тем, что называют иногда словечком must, отношусь с большим скепсисом. Ну почему мне кто-то рекомендует, чего мне читать? Я хочу читать то, что хочу. Если я читающий человек, то я и так знаю, что читают другие. А когда мне говорят — ты обязан прочитать вот это все, у меня начинается дикая скука", — заявил Медведев, отвечая на вопросы студентов Сибирского федерального университета.
Вопрос скорее риторический:" Что делать?" Как привить ребенку любовь к чтению, при этом не оказывать давление? Как сформировать читательскую культуру?
Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев высказал своё мнение по данному вопросу и мнение это оказалось весьма скептическим.
"Я к рекомендациям, что нужно прочитать и что является тем, что называют иногда словечком must, отношусь с большим скепсисом. Ну почему мне кто-то рекомендует, чего мне читать? Я хочу читать то, что хочу. Если я читающий человек, то я и так знаю, что читают другие. А когда мне говорят — ты обязан прочитать вот это все, у меня начинается дикая скука", — заявил Медведев, отвечая на вопросы студентов Сибирского федерального университета.
Вопрос скорее риторический:" Что делать?" Как привить ребенку любовь к чтению, при этом не оказывать давление? Как сформировать читательскую культуру?
Проблеме развития читательской культуры посвящено много источников. И начну разговор с диссертационных исследований. Например, "Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 5-8 классах" – это тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Осипова, Ирина Викторовна.
ОтветитьУдалитьВ ее исследовании говорится, что «анализ современных школьных программ по литературе, анкетирование учителей и учеников и беседы с ними показали, что развитие читательской культуры является актуальной проблемой и одной из главных задач современного литературного образования. Понятие «читательская культура» не определено ни в теории, ни в практике преподавания, но отдельные ее составляющие рассматриваются учителями и авторами программ как важные умения и навыки, которые необходимо формировать и развивать на уроках литературы.» (Источник: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-chitatelskoi-kultury-uchashchikhsya-pri-izuchenii-proizvedenii-turgeneva-v-5-8-klas#ixzz2Lv1pcNL0).
Так что, получается, что Вы, Эльвира Фаритовна, приглашаете к дискуссии на тему диссертационного исследования.
Понимаю, что прежде, чем рассуждать на данную тему, следует определиться в понятийном аппарате.
Что следует понимать под читательской культурой?
Например, с точки зрения доктора педагогических наук, профессора И.С.Збарского, читательская культура характеризуется уровнем читательского сознания, уровнем читательских чувств, уровнем читательского поведения. Лично мне очень импонирует такая характеристика обсуждаемого объекта.
Есть и такое понятие:
УдалитьЧитательская культура - это фундамент информационной культуры. Из всех определений данное определение мне более всего кажется понятным.
А как Вам вот такое определение: "Читательская культура это привычка к систематическому чтению,которая воспитывается с раннего возраста в семье, детском саду, школе или внешкольных учреждениях"?
УдалитьКонечно, привычка... Любая культура формируется в процессе выполнения привычных операций, систематического подхода к определенной деятельности. Культура представляет собой совокупность определенных устойчивых форм человеческой деятельности, без которых не может существовать.
И формирование читательской культуры не может быть исключением из правил.
Проблема читательской культуры изучается также не только на уровне школьников.
ОтветитьУдалитьВот, например, "Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды" – это тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Шулер, Ирина Владимировна.
Ее исследование было проведено на примере обучения студентов в вузе.
Я, например, абсолютно солидарна с автором данного исследования, когда он размышляет об одном из ключевых подходов к развитию читательской культуры:
«Ключевое значение для развития читательской культуры личности имеет интегративный подход, позволяющий органично сочетать применение в процессе обучения в вузе традиционных и нетрадиционных источников письменной информации на основе выявления их структурно-функциональной общности и специфики; использовать методы и приемы, обеспечивающие согласованность освоения содержания образования, представленного в разнородных письменных текстах, проявление читательского творчества посредством интерпретации и перекомбинации элементов нового знания; дает возможность эффективно применять информацию в образовательном и социокультурном взаимодействии на основе полемичного и полилогичного читательского общения в интерактивной информационной среде.»
(Источник: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-chitatelskoi-kultury-lichnosti-v-usloviyakh-sovremennoi-informatsionnoi-sredy#ixzz2LuyskS78.
Кстати, весьма интересными показались результаты исследования, которое провели в Новосибирске почти 10 лет тому назад(см. http://lib.1september.ru/2006/08/16.htm).
ОтветитьУдалитьВот такой вывод сделали исследователи на основе полученных данных: «Полученные данные показывают, что пессимистические прогнозы о том, что молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение..»
Мое личное наблюдение такое. Сегодня молодежь читает электронные книги и информацию из других электронных источников.
ОтветитьУдалитьЕсли еще лет пять тому назад можно было видеть читающих в больших городах (метро, электрички..), то сегодня даже в нашем городе Оренбурге каждый второй читает в общественном транспорте электронные источники (телефон с выходом в интернет, электронные книги и пр.).
Другой вопрос: что именно они читают? Но читают!