среда, 20 февраля 2013 г.

Как сформировать читательскую культуру?

Уже долгое время тема списка ста "обязательных" книг не выходит из топ листа общественных дискуссий.
Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев высказал своё мнение по  данному вопросу и мнение это оказалось весьма скептическим.
"Я к рекомендациям, что нужно прочитать и что является тем, что называют иногда словечком must, отношусь с большим скепсисом. Ну почему мне кто-то рекомендует, чего мне читать? Я хочу читать то, что хочу. Если я читающий человек, то я и так знаю, что читают другие. А когда мне говорят — ты обязан прочитать вот это все, у меня начинается дикая скука", — заявил Медведев, отвечая на вопросы студентов Сибирского федерального университета. 


   Вопрос скорее риторический:" Что делать?" Как привить ребенку любовь к чтению, при этом не оказывать давление? Как сформировать  читательскую культуру?



6 комментариев:

  1. Проблеме развития читательской культуры посвящено много источников. И начну разговор с диссертационных исследований. Например, "Развитие читательской культуры учащихся при изучении произведений И.С. Тургенева в 5-8 классах" – это тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Осипова, Ирина Викторовна.
    В ее исследовании говорится, что «анализ современных школьных программ по литературе, анкетирование учителей и учеников и беседы с ними показали, что развитие читательской культуры является актуальной проблемой и одной из главных задач современного литературного образования. Понятие «читательская культура» не определено ни в теории, ни в практике преподавания, но отдельные ее составляющие рассматриваются учителями и авторами программ как важные умения и навыки, которые необходимо формировать и развивать на уроках литературы.» (Источник: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-chitatelskoi-kultury-uchashchikhsya-pri-izuchenii-proizvedenii-turgeneva-v-5-8-klas#ixzz2Lv1pcNL0).

    Так что, получается, что Вы, Эльвира Фаритовна, приглашаете к дискуссии на тему диссертационного исследования.
    Понимаю, что прежде, чем рассуждать на данную тему, следует определиться в понятийном аппарате.
    Что следует понимать под читательской культурой?
    Например, с точки зрения доктора педагогических наук, профессора И.С.Збарского, читательская культура характеризуется уровнем читательского сознания, уровнем читательских чувств, уровнем читательского поведения. Лично мне очень импонирует такая характеристика обсуждаемого объекта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть и такое понятие:
      Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Из всех определений данное определение мне более всего кажется понятным.

      Удалить
    2. А как Вам вот такое определение: "Читательская культура это привычка к систематическому чтению,которая воспитывается с раннего возраста в семье, детском саду, школе или внешкольных учреждениях"?
      Конечно, привычка... Любая культура формируется в процессе выполнения привычных операций, систематического подхода к определенной деятельности. Культура представляет собой совокупность определенных устойчивых форм человеческой деятельности, без которых не может существовать.
      И формирование читательской культуры не может быть исключением из правил.

      Удалить
  2. Проблема читательской культуры изучается также не только на уровне школьников.
    Вот, например, "Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды" – это тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Шулер, Ирина Владимировна.
    Ее исследование было проведено на примере обучения студентов в вузе.

    Я, например, абсолютно солидарна с автором данного исследования, когда он размышляет об одном из ключевых подходов к развитию читательской культуры:
    «Ключевое значение для развития читательской культуры личности имеет интегративный подход, позволяющий органично сочетать применение в процессе обучения в вузе традиционных и нетрадиционных источников письменной информации на основе выявления их структурно-функциональной общности и специфики; использовать методы и приемы, обеспечивающие согласованность освоения содержания образования, представленного в разнородных письменных текстах, проявление читательского творчества посредством интерпретации и перекомбинации элементов нового знания; дает возможность эффективно применять информацию в образовательном и социокультурном взаимодействии на основе полемичного и полилогичного читательского общения в интерактивной информационной среде.»
    (Источник: Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-chitatelskoi-kultury-lichnosti-v-usloviyakh-sovremennoi-informatsionnoi-sredy#ixzz2LuyskS78.


    ОтветитьУдалить
  3. Кстати, весьма интересными показались результаты исследования, которое провели в Новосибирске почти 10 лет тому назад(см. http://lib.1september.ru/2006/08/16.htm).

    Вот такой вывод сделали исследователи на основе полученных данных: «Полученные данные показывают, что пессимистические прогнозы о том, что молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение..»

    ОтветитьУдалить
  4. Мое личное наблюдение такое. Сегодня молодежь читает электронные книги и информацию из других электронных источников.
    Если еще лет пять тому назад можно было видеть читающих в больших городах (метро, электрички..), то сегодня даже в нашем городе Оренбурге каждый второй читает в общественном транспорте электронные источники (телефон с выходом в интернет, электронные книги и пр.).
    Другой вопрос: что именно они читают? Но читают!

    ОтветитьУдалить