четверг, 17 января 2013 г.

Приглашаю к разговору

Начну с цитаты из книги К. М. Ушакова «Управление школой: кризис в период реформ»: «Почему у нас не получается? Почему двадцать лет титанических усилий не привели к заметным и впечатляющим результатам в системе образования? Почему основным результатом этой работы являются тяжелый стресс и усталость, доминирующие в педагогической среде? Почему мы стали людьми, которые возбуждение принимают за вдохновение, усилие –  за работу, а усталость – за результат?»
    Я не знаю, насколько вы согласны с такой оценкой состояния системы образования, но мне кажется, что именно благодаря УЧИТЕЛЮ, который является не только ключевой фигурой в процессе обучения и воспитания, но и своего рода маяком, "лучом света", в системе образования ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.   Он – проводник в большой и сложный мир. Его точный адрес – школа, в которой он переживает разочарования, радость и победы, но никогда не думает о том, чтобы покинуть ее. Может быть,  я ошибаюсь?! Приглашаю к разговору.


  

12 комментариев:

  1. Уж очень сложную проблему для разговора Вы выбрали, Эльвира Фаритовна... Вместе с тем, проблема весьма актуальна сегодня. Для значимой части работников сферы образования типичен образ уставшего и раздраженного человека. Почему так произошло? В чем дело? Быть может:
    1. Приходится много работать, чтобы обеспечить необходимым себя и семью?
    2. Сталкиваемся с новыми технологиями, которые не можем внедрить в образовательный процесс в силу разных причин?
    3. Много сил уходит на подготовку отчетов и ответов на различные запросы от вышестоящих структур?
    4. Нет времени, стимула и средств для поддержания здорового образа жизни (правильное питание, полноценный отдых и пр.)?
    5. Не умеем самоорганизовать профессиональный рост и культурный социум?
    6. Устали от того, что профессия учителя не является престижной, как это было четверть века назад?
    7. Накапливается неуспокоенность в том, что не можем себе и своим родным позволить дорогих удовольствий (высокого качества стильной одежды, украшений, автомобилей, туристических поездок и пр.)?

    ОтветитьУдалить
  2. В блоге "Библиотека журнала «Директор школы»" о книге К.М.Ушакова «Управление школой: кризис в период реформ» блоггеры говорят следующее: "Ключевая идея книги заключается в том, что результаты деятельности в долгосрочной и среднесрочной перспективе связаны с качеством организации. Под качеством автор понимает уровень сложности профессиональных взаимоотношений различных участников образовательного процесса, иначе говоря, качество определяется структурой, причем ключевым элементом этой структуры являются связи между ее элементами. Создание эффективной структуры - процесс длительный и сложный, на этом пути явно существует множество препятствий, хотя есть и позитивный опыт. Для создания таких структур часто бывает необходима смена парадигмы - системы взглядов и мысленных моделей, на основании которых мы действуем".

    Я абсолютна согласна с этим комментарием. На мой взгляд, можно избежать образа уставшего человека при условии смены парадигмы, а именно - системы взглядов и мысленных моделей, на основании которых мы действуем.

    ОтветитьУдалить
  3. Хочется напомнить о том, что несколько лет тому назад проводили мы мониторинговые исследования по актуальным вопросам состояния и развития системы образования Оренбургской области. Хочу обратить внимание на статью - Оценка реальных и потенциальных последствий реформ, осуществляемых в рамках проекта «Реформа системы образования», для учителей. Данная стать доступна на нашем сайте - http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=249&Itemid=226 и вполне может быть информативной в нашем разговоре по заявленной теме.

    ОтветитьУдалить
  4. Кстати, сегодня в Новостях на сайте 13-й Всероссийский интернет-педсовет (http://pedsovet.org/news/) размещена информация - Проблема отчетности в образовании вышла на правительственный уровень.
    Привожу некоторые выдержки:

    "У нас чем больше проектов, тем больше отчётности, - резюмировал председатель правительства Дмитрий Медведев на заседании Правительства России вчера, 18 января 2013 года. Делаем положительные вещи, даём дополнительные деньги – разрастается количество материалов, которые отправляются из школ в органы образования субъектов Федерации, потом в Министерство образования. Надо постараться всё это унифицировать и свести к минимуму".

    На заседании Правительства России тема отчетности учителей и образовательных учреждений стала одной из центральных. В своих выступлениях Председатель правительства, министр образования и науки, министр по делам открытого правительства клятвенно обещали эту проблему решить в самое ближайшее время. О том, что она назрела говорят предварительные результат опроса на дебатах, которые проходят сейчас на 13-м Всероссийском интернет-педсовете.

    На вопрос "вы уже писали отчет в этом году?" большинство (48 процентов) опрошенных педагогов ответила: "Да". Заметили ли сокращение бюрократического давления? 49 процентов считают, что оно увеличилось.

    "У нас сегодня действует уникальная система мониторинга, которая охватывает все школы в России – 45 тыс. 158 школ, - рассказал министр Дмитрий Ливанов. -То есть информация и о заработной плате учителей, о тех изменениях, которые происходят в школах, поднимается с уровня каждой школы, потом она обобщается и так далее". Тем не менее министр признал, что, несмотря на всю полезность системы, она создает дополнительную нагрузку на школы.

    Он пообещал в течение первого полугодия 2013 года отказаться от дублирования запросов, унифицировать различные виды федеральных мониторингов. "Будет введена в эксплуатацию единая информационная система, которая позволит консолидировать существующую сегодня на разных уровнях управления количественную и качественную информацию о школах".

    Стенограмма заседания Правительства России - http://government.ru/docs/22414/

    Источник информации:13-й Всероссийский интернет-педсовет - http://pedsovet.org/content/view/18056/249/

    ОтветитьУдалить
  5. Вера Ивановна, смею заметить, что до тех пор пока вместо того чтобы делать, реализовывать мы будем "мониторить", "модифицировать отчетность" ничего не поменяется....так и будем задавать извечных два вопроса "Что делать?" и "Кто виноват?"

    А в целом по теме, уважаемые дамы, хочу заметить, что сегодня учитель не ключевая фигура в образовании, воспитании...он увы стал ключевой бизнес-единицей государственной машины...вместо того, чтобы учить он заполняет кучу отчетов, перестраивается с одной "умной" программы на другую...окромя этого - ЕГЭ и еще много разных страшных для качества образования слов о которой должен думать учитель.... (((



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дмитрий, а Вы сами хорошо знакомы со спецификой работы учителя, что так смело беретесь судить от его имени?

      Удалить
    2. Да, я знаком со спецификой работы учителя довольно хорошо (Вера Ивановна может подтвердить -:) )

      А что Вас так зацепило... или в данном блоге нужно писать только "нацепив розовые очки"?

      p.s. я пишу данное сообщение с позитивным настроением.


      Удалить
  6. Благодарю за то, что было замечено моё сообщение в обсуждаемой теме, Дмитрий. Однако не могу принять предложенную позицию обсуждаемой темы.
    Всё дело в том, что вопросы "Что делать?" и "Кто виноват?" - это вопросы, на которые по любой проблеме сложно найти однозначные ответы. В разы сложнее это сделать в образовательной среде школьного, муниципального, регионального или федерального уровня.. И без мониторинговых мероприятий, пожалуй, не обойтись.

    О мониторингах, проводимых в школах в электронном формате, имею определенный опыт, потому что работаю в системе образования достаточный промежуток времени (!), который позволяет быть абсолютно уверенной в том, что мониторинг - это действенный механизм. На всех уровнях управления системы образования анализ количественных и качественных показателей мониторинговых исследований позволяет принимать оптимальные решения и преодолевать возникающие препятствия в достижении определенной цели. Для учителя также имеет определенное значение прозрачность мониторинговых процедур. Учитель сегодня – центральная фигура в образовании. Открыты показатели по каждой школе (объем часов нагрузки учителя, заработная плата, уровень молодежи в школе, внедрение современных технологий обучения, доля участия учителей в социальных профессиональных сообществах и пр.). Должна заметить, что показатели системы электронного мониторинга запрашиваются на школьном уровне последовательно и заполняют отчеты руководители школ, экономисты и бухгалтеры. Учителя заполняют раз в год анкеты, например "ФГОС: Опрос учителей, ведущих учебные часы во вторых классах начальной школы: рабочая программа и расписание".

    На мой взгляд, сравнение учителя современной школы с «ключевой бизнес-единицей государственной машины..» в высказывании Дмитрия является обидным для учителей. Современный учитель – это профессионал своего дела и легко использует в своей деятельности множество терминов, в том числе «мониторинг», «качество образования» и «ЕГЭ».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера Ивановна, к сожалению, мое сравнение учителя с "ключевой бизнес-единицей" лишь констатация факта, но это вовсе НЕ ВИНА УЧИТЕЛЯ! Это вина тех, кто вместо того чтобы развивать образование, совершенствовать систему образования и воспитания навязывает к примеру "супер образование по новым суперстандартам"!

      Я преклоняюсь перед трудом педагогов, которые несмотря ни на что пытаются работать на качество, на результат!

      Относительно мониторинга. Я согласен, что идея хорошая и есть положительные вещи и результаты. Однако, Вера Ивановна, посчитайте сколько времени тратит сейчас учитель заполняя отчет ради отчета, мониторинг ради мониторинга....уверяю, что цифры Вас удивят.

      Удалить
  7. Не очень понимаю, Дмитрий, о каком таком суперобразовании по суперстандартам идет речь… Если это разговор о новых федеральных государственных стандартах (ФГОС), то ничего из разряда «супер» в них нет.
    Новые образовательные стандарты являются гарантом для перехода от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Учитель обязан переходить на индивидуализацию процесса образования, проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов учащихся. Важной составляющей учебно-воспитательного процесса выступает внеурочная деятельность, которую не каждый учитель способен организовать и учитывать. Приоритетными становятся внеучебные достижения учащихся.
    Если говорить о результатах, то они есть. Например, в рейтинге субъектов РФ по результатам итоговой аттестации школьников за последние три года Оренбургская область переместилась с 67-го на 12-е место. Не обижены учителя и в материальной части. Электронный мониторинг показал, что доля общеобразовательных учреждений, в которых в показателях для распределения стимулирующей части формы оплаты труда (ФОТ) школы учтена возможность стимулирования педагогов за внеучебные достижения учащихся, составила 77,58 %. Полагаю, что это достойный показатель.
    По поводу того, сколько времени тратят учителя на заполнение таблиц мониторинговых отчетов, - можно поспорить, конечно. Однако, уверена в том, что много времени на данную процедуру не тратится. Больше разговоров и паники, потому что нужно отвечать на конкретные вопросы, используя определенные инструктивные материалы а это, увы... не каждому учителю привычно делать (вот тут и возникает конфликт).

    ОтветитьУдалить
  8. Доброго дня, уважаемые коллеги и друзья! Хочу привести здесь высказывание, которое высказали в форуме на странице нашего сайта orenedu.ru учителя МБОУ Новокаменская СОШ. Вот что они говорят про свою деятельность:
    "Учитель – это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
    Школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно, хороши, но только теоретически, а в жизни все иначе! Нужно постоянно совершенствовать свои педагогические навыки.
    У нас в районе созданы все необходимые условия. В нашей школе все педагогические работники проходят аттестацию, курсы переподготовки для условных специалистов, различные проблемные курсы. Все учителя участвуют в разнообразных конкурсах, олимпиадах, проектах. Повышение квалификации, профессиональные конкурсы являются и стимулом, и мотивацией, и средством профессионального роста."

    ОтветитьУдалить
  9. На мой взгляд, учителя этой школы уважительно относятся к своей профессии. Готовы продвигать свой профессиональный уровень, понимают, что не могут оставаться с приобретенными после университета знаниями. Хочется пожелать им удачи!

    ОтветитьУдалить